r СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ С УЧЕТОМ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ С УЧЕТОМ КЛАСТЕРНОГО РАЗВИТИЯ

Improvement of direct foreign investment mobilization mechanism with regard for cluster development

 

Е. Г. Попкова, д.э.н., профессор кафедры «Мировая экономика и экономическая теория» Волгоградского государственного технического университета

М. К. Романова, студент-магистрант кафедры «Мировая экономика и экономическая теория» Волгоградского государственного технического университета

E. G. Popkova, Prof., Dr. Sci. (Economics), “World Economy and Economics” Department, Volgograd State Technical University.

M. K. Romanova, post-graduate student, “World Economy and Economics” Department, Volgograd State Technical University.

 

Ключевые слова: прямые иностранные инвестиции, инновационные кластеры, региональное развитие, государственное регулирование, налоговое стимулирование.

Аннотация: В статье указывается на необходимость учета кластерного развития регионов в создании мер привлечения прямых иностранных инвестиций; показано значение иностранных инвесторов для формирования эффективных кластерных структур.

 

Keywords: direct foreign investment, innovative clusters, regional development, government regulation, tax incentives.

Abstract: In the article, regard for regional cluster development is stated to be necessary in direct foreign investment mobilization; foreign investors’ significance for effective clusters’ formation is shown.

 

Стратегия долгосрочного социально-экономического развития России, общую цель которой можно выразить как придание экономике большей динамики и устойчивости, требует не только максимально эффективного использования национальных ресурсов, но и привлечения передовых иностранных технологий, управленческих навыков и финансовых потоков из-за рубежа. Критический уровень загруженности отдельных ключевых отраслей, либо, напротив, - недостаточность производственных мощностей для создания приемлемого уровня занятости являются вескими поводами для отказа от протекционистских мер государственного регулирования внешней торговли и создания стратегических альянсов с зарубежными компаниями. 

Идея может заключаться в том, чтобы направлять прямые иностранные инвестиции непосредственно в секторы с хорошими потребительскими перспективами, но малой долей на российском рынке вследствие преобладания импорта.[4, c. 184] Как бы не было парадоксально, но партнерство с иностранными компаниями может сыграть первостепенную роль в сокращении разрыва между импортом и отечественным производством в высокотехнологичных отраслях. Что немаловажно, улучшение торгового баланса региона – стабильное повышение уровня экспорта (как внешнего, так и внутреннего), а также замещение импорта связывается с реализацией кластерного подхода.[3, c. 46]

Формированию кластерной системы региона на данном этапе препятствует целый ряд проблем как методического, так и практического характера. Недостаточно проработана, в частности, финансовая компонента кластерной стратегии регионального развития. С решением данной проблемы станет возможной организация поступления инвестиционных средств в реальный сектор региональной экономики.

Низкий приток ПИИ на душу населения негативно сказывается на региональном развитии, повышая инвестиционные риски отдельных территорий. Связано это с низкой инвестиционной привлекательностью, фактическим отсутствием положительной динамики в отношении инвестиционного климата в большинстве регионов.[1, c.49]

По нашему мнению, основными проблемами развития высокотехнологичного сектора, препятствующими привлечению в него иностранных инвестиций, являются:

1) Ограничения на допуск иностранных инвесторов в большинство отраслей высокотехнологичного сегмента.

Необходимость согласования сделок с органами власти повышает организационные и временные издержки для инвесторов, увеличивает риски государственного вмешательства в деятельность предприятий, снижает инвестиционную привлекательность сектора.

2) Невысокая конкурентоспособность российской высокотехнологичной продукции на мировом рынке.

Уровень и динамика развития высокотехнологичных секторов не способствуют повышению их инвестиционной привлекательности для иностранных инвесторов. Так, например, доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте за 2000-2009 гг. снизилась почти в 2 раза, а доля России в мировом высокотехнологичном экспорте снизилась с 0,34 до 0,29%, что значительно ниже, чем у Китая, Малайзии, Индии.[5]

3) Отсутствие эффективной системы мер, стимулирующих приток иностранных инвестиций в российскую экономику.

Для России долгое время была характерна высокая доля портфельных инвестиций, являющихся более спекулятивными и в меньшей степени ориентированными на долгосрочные вложения с целью модернизации российских компаний. Объем прямых иностранных инвестиций в Россию так и не достиг докризисных уровней (сейчас 56% от уровня 2008 г.), их доля в ВВП также снижается (менее 3%). При этом приходящие в Россию иностранные инвестиции в значительной мере не выполняют своей функции по переносу новых технологий, опыта, интеллектуальных ресурсов, что связано с их природой – возвратом российских капиталов, выведенных в оффшоры (53% прямых инвестиций приходятся на страны – «налоговые гавани»).[5]

4) Ограниченная эффективность государственных мер по поддержке высокотехнологичных отраслей.

Роль государства в поддержке развития высокотехнологичных отраслей сконцентрирована в космической и авиационных отраслях, в меньшей степени – в отраслях, производящих продукцию гражданского назначения. Кроме того, в деятельности институтов развития практически отсутствуют целевые программы и проекты, ориентированные на привлечение инвестиций именно в высокотехнологичный сегмент.

Общие предложения по стимулированию привлечения иностранных инвестиций в высокотехнологичный сегмент включают:

1) пересмотр ограничений на допуск иностранных инвесторов в высокотехнологичные отрасли - упрощение, ускорение и повышение информационной прозрачности процедур согласования сделок.

2) меры налогового стимулирования иностранных инвестиции;

3) меры по развитию инфраструктуры привлечения иностранных инвестиций;

4) меры, направленные на развитие высокотехнологичного сектора в целом.

Одной из ключевых мер, способствующих привлечению иностранных инвестиций в экономику России, в том числе в высокотехнологичный сегмент, является введение системы налоговых стимулов для прямых инвестиций.

В настоящее время большинство методов налогового стимулирования инвестиций, которые широко применяются в международной практике, в России не используются.

Действующая в России практика налогообложения нерезидентов- инвесторов представлена следующим образом:

1) в отношении юридических лиц – нерезидентов:

− повышенная в сравнении с резидентами ставка налога на прибыль в виде дивидендов - 15% (для резидентов – 9%).

− в большинстве случаев положительные курсовые разницы по ценным бумагам облагаются налогом на прибыль по ставке в 20%. Исключения:

– установлена ставка налога в 0% в отношении доходов от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале (акций) российских организаций, если налогоплательщик владел ими не менее 5 лет, а также при соблюдении одного из условий: акции не обращались на организованном рынке или являлись акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики (в настоящее время порядок отнесения акций к такому сектору еще не определен). Льгота действует в отношении акций (долей), приобретенных после 1.01.2011 г.;

- не облагаются налогом на прибыль доходы от реализации акций российских организаций (признаваемых обращающимися на организованном рынке ценных бумаг), более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций. 2) в отношении физических лиц-нерезидентов:

- используется пониженная ставка налога на доходы физических лиц в отношении дивидендов (15% по сравнению со стандартной в 30%), которая выше, чем для резидентов (6%). В отношении доходов от долевого участия, полученных от российских организаций, действует стандартная ставка в 30% (для резидентов – 9%).

- в отношении доходов в виде положительных курсовых разниц по ценным бумагам действует стандартная ставка в 30%.[5] [6]

Меры по налоговому стимулированию прямых инвестиций должны быть направлены на создание (в соответствие с международной практикой) режима налогообложения для нерезидентов, стимулирующего долгосрочные вложения средств в выскотехнологичные и приоритетные отрасли, а именно: полное или частичное освобождение (сниженные ставки) от налогообложения доходов от акций (дивиденды, прирост курсовой стоимости), предоставление налогового кредита на уплату налогов на указанные доходы в целях устранения двойного налогообложения (у компании – с прибыли, у акционера – при получении дохода).

Для реализации данных мер целесообразно введение ряда условий для налоговых льгот, направленных на поощрение:

- долгосрочных инвестиций в акции (в отношении дивидендов - соблюдение минимальных сроков владения акциями – например, не менее 1-3 лет), неспекулятивных прямых инвестиций (при установлении нижней доли владения бизнесом – например, не менее 10% капитала);

- инвестиций в обозначенные в законодательстве акции (компании высокотехнологичного сектора, в т.ч. компании малой капитализации, организации определенных приоритетных отраслей, венчурных компаний, быстрорастущих компаний, компаний, реализующих инфраструктурные проекты, если данные ценные бумаги имеют рыночную котировку на внутренних организованных рынках);

- вывода акций на организованные биржевые рынки (например, освобождение от налогообложения либо снижение налоговых ставок по доходам от акций, если они имеют рыночную котировку на внутренних организованных рынках - в целях развития биржевой торговли акциями высокотехнологичных компаний).

- создание равного налогового режима в части инвестиций в ценные бумаги для физических лиц – резидентов и нерезидентов или поощрение прямых вложений иностранных инвесторов в ценные бумаги путем предоставления им национального режима налогообложения, снижения повышенных налоговых ставок при условии держания ценных бумаг не менее определенного срока (например, 3 года).

- создание режимов льготного налогообложения в свободных экономических зонах, аналогичных режимам в офшорных зонах (в большинстве оффшоров отсутствуют налоги на прибыль, на прирост капитала, на имущество, налоги на оплату труда; на Каймановых островах также действуют гарантии сохранения налоговых условий в течение определенного срока), а также инновационных промышленных кластерах.

Степень развитости инфраструктуры региона – ключевой фактор в обеспечении долгосрочного сотрудничества с региональными инвесторами. Построение инновационной структуры на данном этапе экономического развития невозможно без обдуманной политики по обеспечению условий формирования промышленных кластеров. 

Хотелось бы подчеркнуть важность эволюционности пути кластерного развития. Директивное создание подобных структур не приводит к появлению и расширению синергетического эффекта, образованию реально работающих конкурентных и кооперационных связей. 

Приток ПИИ, по нашему мнению, может решить проблему «искусственности» российских региональных кластерных структур. При благоприятных условиях для свободного поступления и распределения прямых иностранных инвестиций есть все основания ожидать, что они будут направлены на наиболее перспективных участников рынка, в то время как потенциально неконкурентоспособные предприятия не будут получать подобной поддержки. Для многих отраслей это будет означать «очищение и оздоровление»; помимо этого, иностранных управленческий опыт позволит наладить естественную и эффективную коммуникационную сеть между участниками кластеров, что является необходимым условием полноценной трансформации изобретений в инновации, а инноваций – в конкурентные преимущества.

Эффективно действующие кластеры становятся объектом крупных капиталовложений и пристального внимания региональных властей, так как объединение в кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию разнообразных научных и технологических изобретений, а определенную систему распространения новых знаний и технологий.[1, c.52] Административной задачей для привлечения потока ПИИ в регион становится создание привлекательных инвестиционных условий именно в пределах инновационных промышленных кластеров.

В части государственного регулирования поддержка и стимулирование развития высокотехнологичных секторов должны включать:

1) Налоговое стимулирование деятельности иностранных инвесторов в высокотехнологичных секторах, формирующихся и сформировавшихся кластерах;

2) Меры, направленные на упрощение визового режима для привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов для работы в инновационных промышленных кластерах;

3) Совершенствование системы государственной поддержки высокотехнологичных отраслей:

- создание более пропорциональной структуры финансирования высокотехнологичных отраслей за счет выравнивания объемов бюджетного финансирования отраслей, ориентированных на гражданские и государственные (например, космическая промышленность) нужды;

- развитие механизмов финансирования высокотехнологичного сегмента, основанных на инструментах частно-государственного партнерства и более активном привлечении иностранных инвесторов к софинансированию проектов – например, через создание институтами развития отраслевых фондов прямых инвестиций в авиационной, радиоэлектронной, энергетической, IT – отраслях с участием иностранных инвесторов;

- реализация институтами развития целевых программ и проектов кредитования фирм-участников инновационных кластеров;

4) Меры, направленные на совершенствование таможенного регулирования импорта и экспорта высокотехнологичных товаров для нужд инновационных промышленных кластеров.

Стоит отметить, что имеющийся зарубежный опыт государственного регулирования и поддержки формирования инновационных кластеров (в частности, Республики Корея) свидетельствует о недопустимости чрезмерной внешней, то есть «льготной», составляющей в источниках конкурентных преимуществ для иностранных инвесторов.[2, c.50] Преференции могут быть не только налоговыми: например, возможна реализация мер по ̀ обеспечению инвесторов ресурсами –  электричеством, водой, транспортной инфраструктурой, связью, складскими помещениями.

Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. С нашей стороны есть интерес в восстановлении, обновлении производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической «беспечности».

Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Выдвигаются рекомендации по постепенному замещению теряющих эффективность свободных экономических зон инновационными кластерными структурами.[2, c.49] Это имеет смысл и в социальном аспекте: трансформация СЭЗ в кластеры стимулирует внимание собственников капитала к инвестициям в образование и науку, человеческий капитал. Смена базы конкурентных преимуществ идет в направлении перехода от конкурентоспособности, основанной на преференциях, дешевых трудовых и природных ресурсах, к конкурентоспособности, источник которой –  высокотехнологичные процессы, организационные и экономические инновации.

 

Список источников

 

1.Ашинова, М. К. Экономический механизм снижения инвестиционных рисков с учетом развития региональных производственных кластеров / М. К. Ашинова, С. М. Яхутль // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2009. – № 1. – С. 49 – 53.

2.Клим, И. В. Социальные аспекты новых тенденций в развитии специальных экономических зон как институтов инновационной экономики / И. В. Клим // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2008. - № 5 -1. – С. 47 – 52.

3.Метелев, С. Е. Кластерное развитие: методология, практика применения / С. Е. Метелев, К. А. Метелев // Сибирский торгово-экономический журнал. – 2010. - № 11. – С. 46 – 66.

4.Огнев, Д. В. Стратегия привлечения инвестиций в промышленность России / Д. В. Огнев, А. С. Нечаев, А. Р. Дубынин // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М. Ф. Решетнева. – 2006. - № 5. – С. 184 – 187.

5.Стратегия развития финансовой системы России: блок «Обеспечение инновационного потенциала экономики (управление стоимостью, государственные финансы)»: аналитический доклад [Электронный источник] / Коллектив авторов под рук. Миркина Я. М. – 2011. – Режим доступа: http://www.mirkin.ru/images/stories/finsystem.pdf.

6.Таможенный кодекс Российской Федерации (утв. ВС РФ 18.06.1993 N 5221-1) (ред. от 26.06.2008)

 

Яндекс цитирования