r ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЕВРОПЕЙСКИМИ СТАНДАРТАМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЕВРОПЕЙСКИМИ СТАНДАРТАМИ

УДК 334.75

Попкова Елена Геннадьевна

д.э.н., проф. каф. мировой экономики и экономической теории

Волгоградский государственный технический университет

 

Аннотация: В статье обсуждается необходимость проектирования инновационной инфраструктуры, охватывающей образовательные учреждения, региональную администрацию, частные и государственные предприятия, институциональных и частных инвесторов. Приведены возможности и перспективы создания образовательного кластера  в Волгоградской области.

Ключевые слова: образовательный кластер, инновационная инфраструктура, региональная экономика, образование, образовательные институты, инвестиции, университет, Волгоградская область.

 

Abstract: In the article the need in innovative infrastructure covering educational institutions, regional administration, private and  private enterprises, institutional and private investors is discussed. Possibilities and prospects of creation of an educational cluster in the Volgograd region are given.

Keywords: educational cluster, innovational infrastructure, regional economy, education, educational institutions, investment, university,Volgograd region

 

Одним из приоритетных направлений развития современного профессионального образования является ее участие в создании инновационной экономики страны, разработке и внедрении перспективных наукоемких технологий. Модернизация экономики предполагает, что система профессионального образования должна стать фактором социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Особая роль в инновационном развитии регионов принадлежит государственным классическим университетам, исполняющим роль интеграторов профессионального образования, науки и культуры региона. Именно классический университет, находящийся в центре единого образовательного пространства региона выполняет не только образовательную миссию, но и является важнейшим социальным институтом, который может быть использован для формирования инновационной инфраструктуры региона и оказывать влияние на развитие региональной экономики.

Инновационная инфраструктура - это подсистема в структуре инновационной деятельности, которая направлена на содействие и поддержку ее осуществления. Ее элементы - это программы и проекты поддержки инновационной деятельности, а также выполняющие их организации; эти элементы взаимосвязаны и взаимодействуют между собой и с другими элементами в структуре инновационной деятельности.

Деятельность инновационной инфраструктуры университета должна быть направлена не только на реализацию учебных и научных целей, но и на коммерциализацию технологий и генерирование новых наукоемких предприятий. При этом целесообразно создание региональной системы, включающей в себя органы государственной и муниципальной власти, научные учреждения, учебно-научные центры (УНЦ) университета, финансовые и кредит­ные учреждения, бизнес-инкубаторы, венчурные и другие фонды, консалтинговые фирмы, объединения предпринимателей.[3]

В инновационном развитии непрерывной системы профессионального образования наиболее важным является кластерный подход на основе взаимодействия, партнерства, сотрудничества, диалога между заинтересованными субъектами: образовательными учреждениями, работодателями, органами управления, общественными организациями. Одной из форм сотрудничества является создание образовательных кластеров в регионах.

Необходимость обращения к кластерному подходу объясняется преимуществами кластера как организационной формы объединения усилий заинтересованных сторон в целях повышения эффективности региональной системы профессионального образования.

Под кластерным подходом к развитию образования понимается взаимо- и саморазвитие субъектов кластера «в процессе работы над проблемой», осуществляемое на основе устойчивого развития партнерства, усиливающего конкретные преимущества, как отдельных участников, так и кластера в целом [2].

Кластером является совокупность согласованно действующих на основе общей цели субъектов, которые объединены определёнными договорными отношениями, определяющие роли субъектов и регулирующие их деятельность.

Образовательный кластер – это, с одной стороны, совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли; с другой - система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке наука-технологии-бизнес, основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки.[6]

Таким образом, при реализации кластерного подхода можно выделить несколько ключевых моментов. Это наличие:

- общей цели;

- правовой основы совместной деятельности субъектов;

- разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер;

- механизма управления реализацией кластерного подхода;

- технологий реализации кластерного подхода в соответствии с декларируемыми общими целями.

Центральное место в образовательном кластере, по мнению отдельных исследователей, занимает общая цель.[3] Она заключается в выполнении совместных проектов в рамках учебных процессов, что обеспечивает формирование профессиональных компетенций у выпускников. Реализация кластерного подхода возможна через выстраивание системы сотрудничества, партнерства в которой интегрируются на основе добровольности и социальной этики цели, интересы, деятельность и возможности образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, а также территориальными органами управления в области профессионального образования.

С точки зрения кластерного подхода, в настоящее время в инновационной инфраструктуре региональной системы профессионального образования отдельных регионов функционируют отраслевые образовательные кластеры по подготовке специалистов по различным направлениям. В образовательный кластер фактически входят образовательные учреждения профессионального образования, базовые общеобразовательные школы, отраслевые министерства, управления, учреждения, производственные предприятия.

Стратегию и тактику сотрудничества с организациями, предприятиями-работодателями в университете должен осуществлять некий координационный центр, например Центр содействия трудоустройству выпускников и организации практик в республике Калмыкия, который в рамках договоров с отдельными предприятиями организует целевую подготовку специалистов в конкретных областях, курсы повышения квалификации, совместное выполнение научно-исследовательских работ, разработку инновационных проектов, с привлечением лучших преподавателей и перспективных студентов, проведение производственных и преддипломных практик.[3]

В отечественной практике уже существует опыт проведения открытых дверей для региональных работодателей, выпуск информационного сборника о выпускниках для аналогичных целей (с данными о: тематике курсовых работ, темах дипломных проектов, местах прохождения практик, личностных и профессиональных качествах студентов). Проведение таких совместных мероприятий способствует проявлению интереса к студентам и выпускникам университета со стороны работодателей.

Сомнения вызывает достаточно односторонняя направленность существующих инфраструктурных образовательных проектов. Смирнов не случайно выделяет междисциплинарность среди основополагающих характеристик образовательных кластеров – несмотря на то, что они представляет собой единые динамичные структуры, именно внутренняя разнородность дает кластерам возможность стать устойчивым ядром распространения новых знаний, технологий, продукции, инновационным центром. Помимо междисциплинарности, этому способствуют высокая степень информатизации и отсутствие четких границ.[6]

Важная роль в реализации национального проекта “Образование” отводится социальному диалогу, межсекторному государственно-частному партнерству. Перед органами государственной власти поставлена задача совершенствования законодательства, стимулирующего участие частных компаний и некоммерческих организаций (НКО), создания необходимых гарантий как со стороны государства, так и бизнеса в реализации образовательных проектов. В результате партнерства получают развитие новые институционально-ресурсные формы: инвестиционные и венчурные фонды, эндаументы, аутсорсинг, автономные учреждения и др.[7] Однако, необоснованное наращивание объемов финансирования объектов отраслей социальной инфраструктуры без их модернизации мы считаем неэффективным. Поэтому в качестве наиболее приемлемых способов развития социальной инфраструктуры региона рассматриваем реализацию крупных инвестиционных проектов, направленных на строительство новых или реконструкцию уже существующих объектов. Такой подход, требующий значительных объемов финансирования, вынуждает привлекать частных инвесторов.

Конструктивное партнерство региональных университетов и работодателей является давно назревшей потребностью. Не секрет, что выпускники российских вузов неконкурентоспособны за рубежом без прохождения дополнительных образовательных ступеней; качество образования зачастую затрудняет их прием на работу и в отечественные крупные компании. Другой проблемой, с нашей точки зрения, является явное несоответствие структуры выпуска определенных специалистов актуальным потребностям рынка труда. Таким образом, помимо очевидной необходимости в повышении качества образования стоит задача маркетингового обеспечения образовательной деятельности [4,5].

 С нашей точки зрения, перспективно в данной сфере использовать европейский опыт стимулирования кластерных инициатив в сфере образования.

Приоритет  в европейских образовательных кластерах отдается вузам, потому как в начале XXI в. происходит усиление роли университетов как значимых субъектов развития в формировании гуманитарного потенциала региона, складывается система интегрирующих функций университета в целостной национально-региональной образовательной системе, что отражено в таких документах Болонского процесса, как Сорбоннская (1998) и Болонская (1999) декларации. Авторы концепций информационного общества (Р. Барнет, Д. Белл, З. Бжезинский, Дж. Гэлбрейт, М. Кастельс, И. Масуда, Д. Рисман, А. Тоффлер,) обоснованно полагают, что высшее образование превратится в определяющий гуманитарно-социальный институт, поэтому лидировать будет та нация, которая создаст наиболее эффективную систему непрерывного образования – «образования в течение всей жизни» (long life education).

Ключевыми трендами развития экспорта образовательных услуг на рынке являются:

- интернационализация высшего образования;

- интегрирование в единый образовательный стандарт (в европейский стандарт образовательной системы – для стран Европы и России);

- развитие кросс-культурных связей и коммуникации на различных уровнях: между отдельными образовательными учреждениями, в региональном аспекте, а также на международном уровне;

- появление новых форм и форматов образования как ответ современным тенденциям развития общества: потребность в новых специальностях, появление большего количества междисциплинарных связей;

- влияние механизмов глобализации на формирование современного образовательного стандарта; связанное с этим увеличение потребности рынка и общества в актуальных специальностях (экомаркетинг, медиаобразование, кросс-культурный менеджмент и др).

Территориальная система образования фактически представляет собой модель «черного ящика» (рис.1). Наполнение модели должно происходит через социальное партнерство, которое в условиях образовательного кластера будет эффективным, если:

- все уровни образования одной отрасли находятся в преемственном соподчинении на основе сквозных образовательных программ;

- образовательные программы создаются с учетом требований профессиональных стандартов, разработанных представителями отрасли;

- коллективы учебного заведения (учебных заведений) и предприятий взаимодействуют на основе принципа корпоративности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЕВРОПЕЙСКИМИ СТАНДАРТАМИ

Рис. 1. Модель «черного ящика» системы образования [6]

 

Выше сказано о  том, что инициативы в области создания образовательных кластеров носят характер государственно-частного партнерства в силу нацинальной приоритетности проекта “Образование”. Модели ГЧП в кластерном развитии приведены в таблице 1.

 

Таблица 1

Модель ГЧП в кластерном развитии

 

 

Наименование модели

Характеристика модели

Сферы применения

Эксплуатационная модель (контрактная форма, арендные договоры)

Инвестор принимает на себя обязанности по эксплуатации объекта, принадлежащего государству, и получает за это вознаграждение, а государство-собственник объекта отвечает за осуществление общественной функции перед потребителями, которые оплачивают услугу.
Государство инвестирует собственные средства в создание промышленного парка и является его собственником, а функции девелопера заключаются в предоставлении услуг по созданию инфраструктуры промышленного парка и его эксплуатации. Подобная организационноая схема ориентирована на сохранение возможности государства влиять на политику принимаемых внутри кластера решений. Использование бюджетных средств значительно ограничивает широту использования такой модели организации проектов.

Бизнес-инкубаторы, обучающие центры совместного использования технологий и пр.

Концессионная модель

Инвестор осуществляет работы или оказывает определенные услуги конечным потребителям и получает право напрямую финансировать свои затраты из платы за пользование объектом, при этом ответственность несет  предприниматель (концессионер), а за государством (концендентом) сохраняются контрольные функции. Подобная схема позволяет осуществлять крупные социально ориентированные проекты без значительного бюджетного финансирования.

Объекты, обладающие особой социальной и общественной значимостью (учреждения среднего и высшего образования)

Кооперационная модель

Общественные функции возлагаются на совместное предприятие, которое создается государственным партнером вместе с одной или несколькими частными компаниями. Схема реализации проектов основана на бюджетном финансировании инфраструктуры и предоставлении земли (площадей, объектов) с выполнением прочих работ за счет инвестора

Инновационные и наукоемкие проекты: технопарки, образовательно-производственные кластеры и пр.

Источник: [7]

 

Как видно из таблицы 1, какая бы модель ни была выбрана, значимую роль в ней будут играть средства частных инвесторов. Их интерес определяется уровнем качества подготовки и выполнения инвестиционных проектов. Это означает понятную бизнес-модель и организационно-правовую форму проекта, уверенность в окупаемости проекта, гарантии возвратности и доходности вложений инвестора. Поэтому задача  региональных органов власти заключается в формировании механизма привлечения инвесторов, разработке новых инструментов инвестирования и снижении рисков образовательных проектов.

Возможности и перспективы создания образовательного кластера в Волгоградской области рассмотрены в таблице 2.

Таблица 2

Возможности и перспективы создания образовательного кластера в Волгоградской области

 

Основные элементы кластера

Характеристика

Цель создания

Повышение качества образовательных услуг

Задачи

1) Развитие человеческого капитала в соответствии с тенденциями российской экономики и требованиями работодателей.
2) Создание системы непрерывного профессионального образования.
3) Повышение производительности труда и формирование инновационной экономики региона.
4) Объединение усилий учреждений профессионального образования по отраслевому признаку с предприятиями отрасли в единое целое.

Конкурентные преимущества Волгоградской области для создания кластера

1) Волгоградская область является одним из наиболее инвестиционно-привлекательных регионов Юга России.
2) Региональное инвестиционное законодательство: предоставление налоговых льгот и пониженных налоговых ставок по банковскому кредиту; возмещение части процентной ставки по банковскому кредиту; освобождение от платы за аренду земельных участков и предоставление льгот при аренде недвижимости на определенных условиях; проект закона о ГЧП.
3) Развитая инвестиционная инфраструктура, основными элементами которой являются бизнес-инкубатор, центр поддержки технологий, фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере.
4) Высокий промышленный потенциал (30% объемов промышленного производства ЮФО).
5) Выгодное географическое положение.
6) Предприятия и образовательные учреждения региона представлены почти во всех конкурентных отраслях.
7) Научно-образовательный потенциал для создания образовательного кластера.

Основные участники

1) Администрация Волгоградской области:
- комитет по образованию и науке;
- комитет по труду и занятости населения;
- комитет экономики;
- управление развития предпринимательства;
- комитет по промышленности.
2) Учреждения среднего профессионального образования.
3) Государственные и негосударственные учреждения высшего профессионального образования.
4) Предприятия различных отраслей и сектора экономики региона.
5) Индивидуальные слушатели.
6) Общественные организации: региональные объединения работодателей.
7) Институты:
- финансовые учреждения;
- торгово-промышленная палата;
- центр занятости населения.

Производство

Строительство и/или реконструкция частных образовательных учреждений.

Форма реализации проекта

Контрактные отношения как форма ГЧП. Концессионные соглашения в рамках строительства и реконструкции частных образовательных учреждений.

Источники финансирования

Инвестиции по федеральной целевой программе «Образование».
Региональные бюджетные инвестиции.
Инвестиции предприятий.
Эндаумент (целевой капитал).
Инвестиции институциональных инвесторов.

Ожидаемые результаты от реализации проекта

1) Повышение конкурентоспособности участников кластера и региона в целом.
2) Снижение социальной напряженности в регионе.
3) Рост производительности труда на предприятиях и в регионе.
4) Повышение качества человеческого капитала.
5) Обеспечение непрерывного процесса развития человеческого капитала.

Источник: [1, 7]

Среди этапов реализации модели образовательного кластера выделяются [6]:

1. Организация мониторинга суждений работодателей о наличии у выпускников школ, училищ, техникумов необходимых профессиональных и личностных качеств. Мониторинг позволяет определять потребности и ожидания как внешних, так и внутренних потребителей образовательных услуг, сопоставлять ожидания и оценивать качество профессиональной подготовки; своевременно корректировать и определять перспективные векторы развития социального партнерства, позволяющие, улучшить качество подготовки специалистов и удовлетворять потребности заказчиков на рынке труда.

2. Организация образовательной деятельности в соответствии с требованиями международной Системы Менеджмента Качества, которые позволяют мобильно и эффективно разрабатывать и осуществлять систематические корректирующие действия по улучшению складывающейся системы социального партнерства на основе: постоянного доступа к информации о рынке труда; своевременном уточнении структуры востребованности кадров на рынке труда; учете требований работодателей по содержанию профессиональной подготовки специалистов для своевременной его коррекции; эффективной организации практики студентов на предприятиях отрасли; оценки качества подготовки специалистов независимыми экспертами и др.

3. Организация производственной (профессиональной) практики на основе интеграции теоретических знаний и инновационных технологий отраслей экономики в условиях производства, которая способствует повышению уровня мотивации к выбранной профессии, коррекции и обновлению содержания видов практик и учебных программ, увеличению процента трудоустройства выпускников на предприятиях отрасли и их карьерному росту.

4. Организация работы постоянного действующих научно-методических семинаров субъектов образовательного кластера, направленных на согласование требований предприятий-заказчиков к профессиональным знаниям и навыкам выпускников училищ, техникумов и вузов.

5. Развитие сектора дополнительного профессионального образования, включающее подготовку специалистов по рабочим специальностям с присвоением квалификационных разрядов, по дополнительным специальностям профессионального образования, организация курсов повышения квалификации и профессиональной подготовки, стажировок преподавателей на предприятиях.

6. Проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества.

Образовательный кластер определяет самостоятельность в выборе профессионально-образовательных программ, введение сквозных учебных планов, охватывающих основные направления и специальности подготовки кадров для региона. Диверсификация образования позволяет учитывать потребности регионального рынка труда, создавать условия для подготовки творческого многофункционального и высокопрофессионального специалиста. Выявление предпочтений в профессиональной сфере и правильная профориентация способны помочь в решении проблемы насыщения рынка труда профессионалами, получающими образование и работающими в одной и той же профессиональной сфере, однако представляется правильным делать это не для студентов старших курсов, а для абитуриентов и первокурсников.[8]

С учетом взаимного интереса всех участников - субъектов рынка образовательных услуг качественное профессиональное образование сегодня становится одной из важных сфер образовательного кластера. Университет в структуре образовательного кластера должен стать центром, ведущим вузом инновационного развития профессионального образования в регионе.

 

Список использованных источников

1)Администрация Волгоградской области. Волгоградский образовательный кластер [Электронный источник].  – Режим доступа: http://www.volganet.ru.

2)Борликов, Г. М., Манцаев, Н. Г. Региональные университеты в период модернизации системы профессионального образования // Миссия регионального университета в формировании культурно-образовательного пространства: Материалы Междунар. научн.-практ. конф.(2010; Элиста) – Элиста: Изд-во КалмГУ, 2011.

3)Красноруцкая, Н. Г. Образовательный кластер в инновационной инфраструктуре региональной системы профессионального образования [Электронный источник] / Н. Г. Красноруцкая // Интернет-Форум в рамках  Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире». – Режим доступа: http://kafedra-forum.narod2.ru/publikatsii/sotsiokulturnaya_rol/krasnorutskaya_ng/.

4)Позиционирование высших учебных заведений на рынке образовательных услуг: монография / У.А. Волосатова, Ж.В. Горностаева, В.Е. Жидко, С.Н. Жураховский, Е.Н. Карпушко, М.Э. Катаева, В.Н. Колесников, О.В. Конина, В.Н. Островская, Е.Г. Попкова, И.А. Скрынникова; ГОУ ВПО "Юж.-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса". - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2009. - 96 с.

5)Система маркетинговой информации на рынке образовательных услуг: монография / О.Е. Акимова, У.А. Волосатова, Ж.В. Горностаева, С.Н. Жураховский, М.Э. Катаева, О.В. Конина, Т.Н. Митрахович, И.А. Морозова, Е.Г. Попкова, И.А. Скрынникова; ГОУ ВПО "Юж.-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса". - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2009. - 71 с.

6)Смирнов, А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 102 с.

7)Чебанов, Э. И. Методы и направления опережающего развития региональной социальной инфраструктуры [Электронный источник] // Региональная экономика. – 2012. - № 37. – Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-37-372012/item/962-2012-01-18-05-13-27.

8)Batagan, L., Boja, C., Cristian, I. Intelligent Educational Systems, Support for an Education Cluster [Электронный источник] // Proceedings of the European Computing Conference. – 2011. – Режим доступа: http://www.wseas.us/e-library/conferences/2011/Paris/ECC/ECC-75.pdf.

 

Яндекс цитирования