r Проек Волгоградской области «Повышение финансовой грамотности населения Волгоградской области»

Проек Волгоградской области «Повышение финансовой грамотности населения Волгоградской области»

Волгоградский государственный технический университет, как крупнейший научный и образовательный центр Поволжья, ставит перед собой следующие цели:
- совершенствовать образовательный процесс с целью повышения уровня финансового образования будущих деловых лидеров региона (в настоящее время студентов ВолгГТУ);
- предложить эффективный механизм обеспечения финансового образования для Волгоградской общественности в целом.
Нужно помнить, что отличие финансовой грамотности от остальных областей знаний заключается в высокой степени их практичности. Применяя на практике именно знания в области финансов, можно получить от этого реальные преимущества в виде роста доходов и активов. Необходимо двигаться к достижению финансовой независимости, развиваться, расширять свое видение и улучшать финансово-экономическое мышление.
Волгоград входит в такую группу городов, где 2/3 жителей, используют стратегию «целевого и остаточного сбережения». Т.е., жителям Волгограда удается откладывать и сберегать свои денежные средства.

При рассмотрении источников информации для принятия решений при вложении средств, видна ключевая проблема волгоградского рынка. Каждый четвертый житель Волгограда не знает где получить информацию о финансовых продуктах (23% в таблице). Также значительная часть населения следует устоявшимся привычкам и советам своих друзей и знакомых. Принятие финансовых решений у волгоградцев вызывает гораздо больше затруднений. Единственный путь повышения финансового образования населения – информация, поэтому привлечение ведущих российских ВУЗов, финансовых центров образования и активного бизнеса имеет острую необходимость. Таким образом, потенциал для реализации образова- тельных функций программы «Сити Профессор» велик и реализация его обосновывается актуальной статистикой.
Выявлено, что причинами массовых ошибок в принятии финансовых решений являются неумение адекватно оценивать риски, отсутствие долгосрочных стратегий семейного бюджета и т.д. У России есть серьезный потенциал быть одним из мировых лидеров в области экономической науки и образова- ния, в том числе работать и на экспортные рынки Индии и Китая.
Существует много потенциально талантливых исследователей и преподавателей, в России отличное математическое образование, которое, как мы знаем из мирового опыта, крайне полезно и является одним из требований развития отличного экономического образования. Необходимо реорганизовать экономическое образование и науку таким образом, чтобы создать действительно глобальных лидеров в этой области. Нельзя останавливаться в своем развитии и поэтому, отвечая запросам бизнеса и потребностям рынка образования слушателей, необходимо постоян- но совершенствовать образовательные программы, расширяя их спектр и усиливая практическую составляющую. Выработка государственных мер содействия повышению финансовой грамотности на первом этапе и разработка соответствующей государственной целевой программы на последующем могут рассматриваться как важный инструмент экономического роста и стабильности российского общества.
Поддержка при этом финансового образования должна не замещать финансовое регулирование по защите прав потребителей, а стать его неотъемлемым дополнением, формой реальной социальной поддержки граждан.
Реализация программы повышения финансовой грамотности потребует объединения усилий органов власти, коммерческих структур, деловых объединений и общественных организаций. Чтобы скоординировать действия всех участников этого процесса, необходи- мо проводить специальные мероприятия — круглые столы, конференции, семинары, — на которыхпредставители органов власти и бизнес-сообщества смогут поделиться своими планами и выработать единую позицию. Другими словами, это масштабный комплекс мер, рассчитанный на долгосрочную перспективу. Волгоградская область одна из первых, которая занялась реализацией данной программы. Волгоградский государственный технический университет совместно со всемирно известным банком Citibank разработали собственную программу,направленную на повышение финансовой грамотности населения. Одной из структур, способствующей реализации данной программы является Центр финансового образования «Citi Professors» при Волгоградском государственном техническом университете, который был создан в рамках данного проекта. Цель такой совместной работы привить населению и, прежде всего молодежи, навыки управления личными финансами совместно с профессиональными кредитными учреждениями.Цель проекта - популяризация принципов управления личными финансами и знаний о современных финансовых инструментах среди молодежи и инновационное улучшение финансового:
1. Внедрение продвинутого курса в области прикладных финансов для студентов ВолгГТУ, включая разработку адаптированных бизнес-кейсов.Продвинутый курс в области прикладных финансов позволяет студентам пройти обучение инновационного характера на основе интерактивных бизнес-кейсов и дискуссий с ведущими бизнесменами Волгоградской области.
Программа «Citi Professors» проводила кейсы совместно с Волгоградскими компаниями и помогла студентам познакомиться с бизнес-инновациями, связанными с финансами, из первых уст. Курс рассчитан на 24 недели с ноября 2008 г. по Март 2009 г. и включает 48 семинаров по реальному бизнесу и финансовым вопросам. Дополнительные мастер-классы проводились на конференции, нацеленной на распространение опыта ВолгГТУ и других университетов – участников программы «Citi Professors». Основываясь на принципе взаимности, студенты проводили презентации по вопросам финансовой грамотности для Волгоградской общественности. Эта волонтерская программа разработана и поддержана профессорами Citi, которые сформировали содержание программы, организовали и осуществили подготовительные работы по тренингу студентов ВолгГТУ в целях обеспечения бесплатных финансовых консультаций для физических лиц по вопросам эффективного планирования их финансового будущего.Затем студенты посещали компании (совместно с теми, кто вовлечен в разработку кейсов), школы и другие организации, проводя не менее 48 консультаций по вопросам финансовой грамотности с ноября 2008 г. до мая 2009 г.
2. Организация эффективного механизма повышения финансовой грамотности населения г. Волгограда (презентации по вопросам основ персональных финансов в организациях).
3. Проведение серии курсов по финансовой грамотности в школах и университетах в пяти российских городах (Ростов, Нижний Новгород, Екатеринбург, Волгоград, Самара).В каждом городе в течение года предполагается организация 30 курсов базового уровня для школьников и 50 курсов среднего уровня для студентов на бесплатной основе. В ходе открытого конкурса будут отобраны 8-10 преподавателей, которые прошли методический тренинг Российской экономической школы по преподаванию курса «Финансовая грамотность» с выдачей сертификата. Открытый конкурс для преподавателей региональных университетов проводился с целью отобрать для участия в проекте заинтересованных, обладающих практическими финансовыми знаниями, готовых кинтерактивному стилю обучения преподавателей (наличие научной степени необязательно).
Таким образом, в целях реализации мероприятий гранта в 2008 году создан Центр финансового образования в ВолгГТУ для обеспечения координации теоретических и практических прикладных аспектов программы и ее реализации. Центр финансового образования служит институциональной основой проекта. Он обеспечивает контроль над теоретической информацией и практическими экспериментами, поддержку соблюдения расписания презентаций по вопросам финансовой грамотности, которые проводятся студентами, мониторинг качества, а также служит местом сбора участников проекта. Также он помогает обеспечить долгосрочное внимание к программам по вопросам финансового образования, выступая единой основой для последующего улучшения качества финансового образования, включая поиски дополнительных спонсоров, позиционирование центра среди лидеров в Волгограде, реализацию долгосрочных целей программы и отслеживания лучшей практики.

Яндекс цитирования