r Проведение экспертных интервью

Проведение экспертных интервью

Проведение экспертных интервью

Экспертное интервью представляет собой беседу на тему исследования со специалистом определенного рынка. В качестве таких специалистов выступают респонденты, имеющие определенный высокий статус (часто занимающие какую-либо руководящую должность) и обладающие компетентностью в изучаемой области. Интервью проводится в соответствии с заранее определенным списком вопросов и позволяет получить мнение эксперта по кругу тем.

Эксперты - специалисты, которым известны специфические стороны изучаемого явления. В большинстве случаев экспертные интервью проводятся с руководителями компаний или руководителями крупных подразделений, представителями исполнительной и законодательной власти регионов, учеными, работниками вузов и научно-исследовательских организаций, сотрудниками негосударственных, частных экспертных или консультационных структур, членами экспертных советов и т.п.

Для проведения опроса интервьюер должен обладать достаточной компетентностью в изучаемом предмете, а также знать терминологию, используемую профессионалами при обсуждении вопросов по теме исследования.

Объектом этого метода маркетингового исследования могут выступать: оценка состояния рынка в целом и оценка различных параметров рынка, состояние определенных отраслей, существующие на рынке правила, традиции и схемы и т.д.



Параметры экспертных интервью



Место проведения

Обычно экспертные интервью проводятся в офисе у респондента.

Количество респондентов

Как правило, экспертные интервью подразумевают опрос одного человека.

Формализация анкеты

В основном в опросах экспертов используются открытые формулировки. Закрытые вопросы задаются крайне редко, обычно для уточнений или выяснения меры согласия с мнениями других участников опроса.

Стиль проведения интервью

Экспертные интервью обычно проводятся в т.н. "мягком стиле". При "мягком" стиле ведения интервьюер действует в соответствии со следующими правилами:

  •     стремиться, чтобы респондент чувствовал себя непринужденно и не ощущал превосходства интервьюера;
  •     стремиться быть объективным и сдержанным в выражении своих эмоций;
  •     манера поведения интервьюера должна располагать к откровенному разговору;
  •     интервьюер добивается от респондента развернутых ответов с помощью техники зондирующих вопросов.


Фиксирование результатов интервью

Учитывая развернутый характер ответов респондента, для фиксирования результатов интервью обычно используют аудиозапись, которую делает интервьюер. В дальнейшем, по аудиозаписи составляется стенограмма интервью, которая и используется как исходный материал для анализа. Реже используется видеозапись интервью. В случае если по каким-то причинам аудиозапись невозможна (например, в случае возражения респондента) ответы респондента записываются интервьюером в анкету.

Решаемые задачи

  •     Получение информации о рынках и процессах на рынке, информация о которых в силу каких-то причин отсутствует и является достоянием небольшого числа специалистов.
  •     Получение информации об объекте исследования, обладающим специфическими характеристиками, о которых знают только профессионалы. Примерами исследований такого рода, например, являются проекты, посвященные оценке объема высокотехнологичных и специализированных секторов рынка или латентных (скрытых) процессов.
  •     Получение прогноза событий будущего при отсутствии статистических данных, или при их недостатке.
  •     Получение количественных оценок таких параметров, для которых не существует других способов измерения, например, при оценке важности целей и предпочтительности отдельных методов продвижения.
  •     Уточнение гипотез и пополнение интерпретации определенных маркетинговых и/или социальных явлений и процессов.


Относительные преимущества и недостатки метода экспертных интервью

преимущества

  •     возможность получить информацию от специалистов;
  •     возможность получения оценок и мнений, которые существуют в профессиональном сообществе;
  •     возможность выявить такие особенности процессов, происходящих на исследуемом рынке, которые известны только непосредственным участникам этих процессов;
  •     возможность проверить существующие гипотезы и предположения в беседе с профессионалами;
  •     возможность получить информацию от респондента, для которого неприемлемы никакие другие формы интервьюирования.


недостатки

  •     субъективизм восприятия данных исследования и подверженность получаемых результатов влиянию действующих в изучаемой профессиональной среде мифов и установок;
  •     продолжительность подготовки интервью и небольшое количество - обычно число интервью колеблется от 10 до 20 в рамках одного проекта;
  •     невозможность однозначно распространять данные на весь изучаемый элемент рынка;
  •     относительная дороговизна получаемого мнения от одного эксперта.


Этапы работ

    Предварительная формулировка проблемы и постановка задач (беседа с заказчиком).
    Подготовка технического задания на проведение экспертных интервью.
    Разработка сценария или анкеты.
    Рекрутирование участников.
    Подготовка интервьюера - в зависимости от сложности интервью это могут быть наиболее подготовленные интервьюеры или исследователи.
    Подготовка к проведению интервью (подготовка оборудования, закупка подарков и др.).
    Проведение интервью, возможно с аудио- и/или  видеозаписью.
    Подготовка отчета (возможно, со стенограммой).
    Сдача отчета заказчику и при необходимости обсуждение результатов.

Характер выборки и ее репрезентативность

Репрезентативность . Обычно, количество респондентов экспертных интервью с точки зрения статистики очень мало, поэтому возможна только качественная интерпретация результатов. Количественных выводов из результатов проведения экспертных интервью, как правило, не делается.

Рекрутирование участников

Рекрутирование участников проводится в два этапа:

  •     выделяется целевая группа, внутри которой будут рекрутироваться респонденты (например, выделяется группа компаний и уровень руководителей, которые могут быть опрошены для получения необходимой информации);
  •     проводятся переговоры с потенциальными респондентами о проведении интервью.

­Онлайн заявка на услугу

Если вы хотите получить больше информации, заполните эту форму. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Пожалуйста, заполните все обязательные поля.

Яндекс цитирования