r Исследование тенденций формирования структурированного рынка розничной торговли в регионах РФ

Исследование тенденций формирования структурированного рынка розничной торговли в регионах РФ

Островская В. Н.
Ставропольский государственный университет

Розничная торговля завершает стадию товарного обращения и является ведущим звеном всей системы торгового обслуживания, непосредственно затрагивающим интересы населения. Современные тенденции развития розничной торговли опираются, преж¬де всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи по-требительских товаров.

Общими принципами развития розничной торговой сети в регионах РФ должны стать:
- универсализация продовольственной торговли, за исключением товаров редкого и эпизодического спроса; 
- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;
- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных организации, торговых центров и торговых комплексов;
- создание в центральных торговых зонах жилых массивов организаций с высоким уровнем торгового обслуживания;
- формирование системы «удобных» магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;
- выделение специальных зон для функционирования уличных ярмарок и базаров;
- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль авто¬магистралей;
- восстановление розничной торговли через автоматы.

Разнообразие розничных торговых организаций с позицией их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:
- независимых розничных организаций;
- розничных торговых организаций, принадлежащих товаропроизводителям;
- розничных торговых организаций, принадлежащих оптовым торго-вым организациям;
- муниципальных розничных торговых организаций.

Формирование системы организации розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а также муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально ориентированной рыночной среды.

Разнообразие розничных торговых организаций с позицией их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:
- магазинов местного значения;
- магазинов общесистемного значения;
- магазинов в составе торговых центров;
- магазинов (палаток, киосков, павильонов) вдоль автомагистралей.

Системная организация объектов розничной торговли должна опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на разви¬тие внемагазинных форм продажи товаров.

Развитие внемагазинной продажи товаров, с одной стороны, обуславливается эволюцией самой торговой практики, а с другой - подготовлено все более масштабным проникновением в быт рядового покупателя разнообразных средств технического прогресса. В связи с этим внемагазинные формы продажи всегда нацелены на определенные сегменты товарного рынка и с их помощью решается соответствующий круг задач.

Существенное развитие должна получить посылочная торговля. При этом решающим фактором, стимулирующим ее прогресс, является минимиза¬ция затрат, обеспечивающих процесс доведения товаров до покупателя.

Наиболее перспективной формой розничной торговли в будущем будет электронная коммерция, при которой потребитель знакомится с ассорти¬ментом, выбирает товары и делает соответствующие заказы с помощью информационно-телекоммуникационных технологий.

Формирование эффективной системы контролирующих органов розничной торговли должно основываться на том, что безопасность и качество потребительских това¬ров следует гарантировать на всех этапах товародвижения, что является оп¬ределяющими с точки зрения защиты прав потребителей. На каждом этапе товародвижения должен быть задействован свой собственный механизм те¬кущего обеспечения безопасности и качества.

На этапе подготовки продукции к производству и формирования качества в технологическом процессе главную роль в обеспечении безопаснос¬ти и качества производимой продукции играют товаропроизводители. Правительство Ставропольского края должно оказывать поддержку в создании в организациях товаропроизводителей систем управления качеством, их сер¬тификации с последующим контролем состояния технологического процес¬са. Для этого необходим контроллинг отдельных видов производственной деятельности хозяйствующих субъектов, который будет выступать инструмен¬том регионального регулирования допуска в сферу производства тех или иных товаропроизводителей.

На этапе товародвижения из сферы производства в сферу обращения со стороны органов, имеющих соответствующие полномочия, должен быть обеспечен действенный контроль соответствия выпущенной продукции предъявляемым требованиям, что обеспечит гарантии безопасности и со-хранение совокупности потребительских свойств на пути товародвижения от производителя к продавцу.

На этапе рыночного взаимодействия продавца и потребителя региональное регулирование должно заключаться в обеспечении эффективного конт¬роля допуска хозяйственных структур к торговой деятельности. Инструментом регионального регулирования этого этапа отношений должны стать сертификация систем оказания торговых услуг и независимая экспертиза безопасности и качества предоставляемых покупателю товаров и услуг.

Только совместными усилиями товаропроизводителей, контролирующих органов на краевом и муниципальных уровнях, работников торговли и потребителей могут быть созданы условия для реализации на рынках Ставропольского края безопасных и качественных потребительских товаров.

При копировании или частичной перепечатке материала ссылка на сайт обязательна!

Яндекс цитирования