r Экологически чистое производство: специфика и принципы организации

Экологически чистое производство: специфика и принципы организации

Волосатова У.А.
Гунько С.А.

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет»
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный архитектурно-строительный университет»

Современное общество живет в мире, где каждый день генерируется новая информация, которая заполняет сознание потребительского общества. Не остается сил и эмоций на осмысление повседневных вещей, которые намного важнее и дают даже больше внутренних сил и энергии для жизни. В настоящее время в условиях конкуренции, глобализации, вступления в ВТО, эпидемии гриппа, анорексии и наконец-то мирового кризиса потребительское поведение основывается на животных инстинктах, глянце, псевдосупружеской жизни, пластической хирургии, золотых нитях, акриле, кредитной истории и генетических продуктах. Общество задается вопросами. Что такое институт семьи и существует ли он вообще? Пригодится ли второе высшее образование, если даже не пригодилось первое? Насколько ценен диплом магистра, если при трудоустройстве играет роль наличие визиток отдельных персоналий и фамилия в личном паспорте? Полезен ли йогурт со сроком годности 3 месяца, хотя полезные бактерии живут всего 3 дня?

Потребительское сообщество начинает расставлять приоритеты в жизненной позиции, которая теряет характер массовости, приобретая черты индивидуальности и стремления к комфорту и качеству. В свою очередь, процесс поиска и завоевания клиента/потребителя и дальнейшего его удержания приобретает все более индивидуальный характер. В условиях усиления конкурентной борьбы начинается борьба за отдельного потребителя.

Практический опыт японских предприятий и их подход к потребителю представляют собой отличный пример того, на каких принципах должен строиться современный бизнес. Заботясь и говоря о качестве, необходимо ставить себя на место потребителя, как это делают японцы. По их мнению, удовлетворение потребителя - это улучшение отношения к потребителю не только в процессе его обслуживания, это результат деятельности всего предприятия и его производственного процесса, а не только подразделений, непосредственно контактирующих с потребителем [1].

Наилучшим средством повышения качества потребления - качества жизни потребителей - в современных условиях является экологически чистое производство, то есть экологически чистое поведение производителей.

Экологически чистое поведение производителей не предполагает производство продукта (товаров, услуг) «без пыли и грязи». Такое производство предполагает собой создание целостной системы принципов и методов решения серьезных экологических проблем при проектировании и потреблении продукта. Экологически чистое поведение производителей подразумевает способы кардинального изменения сегодняшнего расточительного использования материалов и энергии.

Экологически чистое производство предполагает следование следующим принципам.

1. Профилактический принцип. Данный принцип предполагает: дешевле и эффективнее, то есть разумнее и выгоднее предотвратить нанесение ущерба внешней природной среде, чем пытаться воздействовать на данный процесс или «лечить» от него. Профилактический принцип предполагает исследование полного жизненного цикла товара — от рационализации использования материалов и сырья до их утилизации, что будет позволять разрабатывать более чистых продукты и технологии.

Согласно WBCSD (организация многонациональных корпораций, содействующих устойчивому развитию) экологическая эффективность достигается путем обеспечения конкурентоспособных по цене товаров и обслуживания, которые удовлетворяют человеческие нужды и повышают качество жизни. Это обеспечивается за счет прогрессивного сокращения экологических последствий и использования ресурсов в течение полного цикла товара.

2. Демократический принцип. Экологически чистое производство включает в себя все, на что влияет промышленная деятельность, в том числе рабочих, потребителей и общество. Доступ к информации и участие в принятии решений, помноженные на энергию и грамотность, помогут гарантировать демократическое управление. Чистое производство может быть реализовано только с участием рабочих и потребителей на протяжении всей товарной цепи.

Промышленная экология - концепция, предполагающая то, что отходы одной компании могут стать полезным сырьем для другой, если отрасли промышленности располагаются рядом. Эта идея включает приемы экологической эффективности путем оптимизации потребления энергии и материалов.

3. Принцип системности. Общество должно использовать системный подход к потреблению природных ресурсов. Данный принцип предполагает разумный выбор материалов для создания продукта, проектирование продукта как долговечного и имеющего возможность своего повторного использования, снижение расхода возобновляемой энергии, воды и сырья, использование безопасных и нетоксичных методов производства и, наконец, сохранение качества товара и уровня жизни потребителя.

Примером следования принципу системности может служить: Уильям Макдоноуг, архитектор и дизайнер, придумал ткань для мебели, которую после ее использования можно компостировать, и она разлагается без образования токсичных побочных продуктов.

Литература:

1. Маслов, Д. Удовлетворение потребителей по-японски / Д. Маслов, Э. Белокоровин [Электронный ресурс]. – [2009]. – Режим доступа:http://www.iteam.ru/publications/quality/section_60/article_2081/

При копировании или частичной перепечатке материала ссылка на сайт обязательна!

Яндекс цитирования