r К вопросу о повышении эффективности развития сельских территорий

К вопросу о повышении эффективности развития сельских территорий

Горностаева Жанна Викторовна (Gornostaeva Zhanna Victorovna)
к.э.н., доцент Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса
(Ph.D., associate professor of South-Russian State University of Economics and Service)

Забазнова Татьяна Александровна (Zabaznova Tatiana Alexandrovna)
к. э. н., доцент, директор Себряковского филиала Волгоградского государственного архитектурно- строительного университета
(Ph.D., associate professor; head of the Sebryakovsky Institute of Volgograd State University Architecture and Civil Engineering)

Кундрат Игорь Витальевич (Kundrat Igor Vital'evich)
аспирант Южно-российского государственного университета экономики и сервиса
(graduate student of South-Russian State University of Economics and Service)

Аннотация.
В данной статье рассматривается система факторов, влияющих на эффективность развития сельских территорий, в частности, такой основополагающий фактор, как воздействие предпринимательской активности на экологию сельских территорий. Авторы полагают, что интеграция экологического управления в систему развития предпринимательства в сельских территориях позволяет в существенной мере повысить эффективность реализации предпринимательской деятельности и оптимизировать набор стратегических альтернатив развития территории.

The summary.
In this article the system of factors, influencing the efficiency of rural territories’ development are dealt with, especially one of the main factors – the impact of the entrepreneurship activity on the ecology of the rural territories. The author considers that the integration of the ecologic management into the system entrepreneurship’s development makes possible to arise the efficiency of the entrepreneurship activity and to optimize the range of the strategic alternatives of the rural territories development.

Устойчивое развитие сельских территорий, решение социальных проблем сельского населения является одним из основных условий бесконфликтного, демократического развития российского общества, его экономического и социального благополучия и потому должно стать приоритетным направлением развития государства. При этом реализация стратегии устойчивого развития сельских территорий невозможна без интеграции экологических механизмов в процесс управления развитием сельских территорий.

Стратегия в использовании природных ресурсов должна строиться на основе долгосрочного прогнозирования воспроизводства природно-ресурсной базы отдельных регионов и территорий с учётом того положения, что прогнозирование воспроизводства природно-ресурсной базы - это научно обоснованное предвидение (балансы) тенденций в изменении природной среды и производственно-территориальной системы с учетом экологических последствий ресурсопотребления (рис. 1).

В основе долгосрочного прогнозирования воспроизводства природно-ресурсной базы должны лежать:
- определяющее снижение единичных нагрузок на природные комплексы в районах с развитой индустрией;
- предупреждение вредных воздействий на природные комплексы в районах нового освоения;
- сокращение общего и удельного (на единицу конечного продукта) объемов потребления природных ресурсов за счет нерациональных потерь при их освоении (нет комплексности, полноты извлечения и др.) по всем группам ресурсов (земельные как пространственный базис размещения производства с многоцелевым характером естественного и хозяйственного использования; водные как составная часть природно-сырьевой базы развития производительных сил любых территорий; лесные как в озобновимая природно-сырьевая база развития любой территории; биологические и рыбные как основа создания оптимальных условий развития рыбохозяйственных отраслей и вторичные ресурсы как наиболее важное звено оптимизации природопользования;
- с учётом экологических условий расширенного воспроизводства темпы роста природовосстанавливающих отраслей должны быть не ниже темпов развития природоэксплуатирующих отраслей.

Эти принципы, прежде всего, подтверждают положение, что прогресс в экономическом развитии может быть достигнут лишь тогда, когда он не куплен ценой «проедания капитала» природы и здоровья человека.

Проблемы развития экологического управления в предпринимательской деятельности в значительной степени обусловлены экологической ёмкостью производственной территории, поскольку чем выше дисбаланс между силой антропогенных влияний и восстановительной способностью природы, тем значительнее природоохранные усилия, возрастающие по экспоненте и изменяющие взаимоотношения между экономическими и экологическими целями хозяйствования.

Общие требования к системам управления охраной окружающей средой установлены стандартом ИСО 14001 и предназначены для формирования экологической политики и целевых экологических показателей предприятия с учётом положений законодательства и последствий их воздействия на окружающую среду. Стандарт ИСО 14001 является содействие предприятиями в создании системы управления природоохранной деятельностью, сбалансированной с их экономическими интересами. При этом, в отличие от неутверждённых официально рекомендаций и указаний по улучшению управления охраной окружающей среды на предприятии, стандарт ИСО 14001 содержит положения, устанавливающие требования к сертификации или самостоятельному заявлению субъекта хозяйствования о состоянии его системы управления окружающей средой. Демонстрация успешного применения стандарта может быть использована предприятием для того, чтобы убедить заинтересованные стороны в действенности его системы управления окружающей средой.

Экологическое управление является функцией организованных систем, в рамках которых обеспечивается сохранение их структуры, поддерживается режим деятельности определенной направленности через использование совокупности принципов, методов, средств и форм управления производством и взаимодействием с внешней природной средой.

Функции экологического управления обеспечивают техническое (экологически чистое и безотходное производство), организационно-административное (регулирование природопользования и охраны окружающей среды), финансовое и предпринимательское (инвестирование и осуществление экологических услуг), страховое и учетное (экологическое страхование, кадастры природных ресурсов и др.) регулирование хозяйственной деятельности на основе реализации принципа сбалансированности между необходимостью соблюдения экологических регламентаций (ограничения) и потребностью развития (рис. 4).

Одной из основных предпосылок принятия решений стратегического экологического управления является направленность общественной политики на экологическую приемлемость, поскольку управленческие решения принимаются в среде, которая, исходя из возможных последствий их принятия, характеризуется различным отношением к риску: условия определённости, когда в точности известен результат каждого из альтернативных вариантов выбора; условия риска, когда результаты не являются определёнными, но известна вероятность наступления каждого из них, условия неопределённости, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.

При этом стратегическими целями экологического управления в предпринимательской деятельности являются:
- последовательное решение проблем развития хозяйственного комплекса государства, при котором полностью учитываются экологические и экономические условия конкретных территорий для обеспечения благосостояния населения;
- последовательное достижение на каждой конкретной территории качества среды обитания, отвечающего не только принятым санитарно-гигиеническим нормам, но и системе оценок возможностей восстановления и сохранения биосферного равновесия на локальном, региональном и глобальном уровнях, генетического фонда животных и растительного мира;
- разработка экологических требований к хозяйственной деятельности (различных форм собственности), антропогенным нагрузкам и состоянию окружающей природной среды с учетом ее «экологической емкости».

Реализация политики устойчивого развития сельских территорий должна осуществляться в два этапа. На первом этапе должны быть реализованы меры, направленные на совершенствование нормативно-правового обеспечения процесса сельского развития, расширение государственной поддержки развития агропромышленного комплекса и сельских территорий, создание Фонда устойчивого развития сельских территорий. На втором этапе ресурсное обеспечение развития сельских территорий возрастет на базе укрепления аграрного сектора, диверсификации и развития всей сельской экономики, общего экономического роста в стране и усиления государственной поддержки села, развития финансовых основ, местного самоуправления. Это позволит к концу второго этапа значительно повысить уровень занятости и доходов сельского населения, снизить распространение бедности, улучшить доступ сельского населения к социально-культурным услугам и на этой основе замедлить процессы депопуляции и расширить число регионов со стабильным сельским населением. Реализация политики устойчивого развития сельских территорий будет способствовать устойчивому повышению благосостояния российских граждан, укреплению национальной безопасности и динамичному развитию всей экономики в долгосрочной перспективе.

Среда принятия управленческих решений, сопряженных с экологией, практически никогда не является детерминистской. В большинстве случаев - это условия риска, когда значительное число решений принимается в условиях неопределенности. Принятие управленческого решения - это практически всегда поиск компромиссов, учет негативных последствий и побочных эффектов, модернизация традиционной и внедрение альтернативной технологии, принятие мер организационного характера.

Экологическое управление формирует экологическую стратегию и тактику предпринимательской деятельности – экологическое управление. Это создаёт экономические предпосылки увеличения альтернативной стоимости экологических благ в ряду предпочтений экономического субъекта, формирует рыночные принципы учёта ценности экологических благ на основе координации спроса и предложения, включающие в этом случае экологический фактор в качестве своего внутреннего элемента.

Поэтапно-структурной подход к формированию величины экологического потенциала предполагает выделение промежуточных уровней обобщения потенциальных возможностей предприятия. Нижним уровнем является производственный потенциал, представляющий способность производственной системы производить материальные блага, используя ресурсы производства. Связующим звеном является хозяйственный потенциал, то есть совокупная способность производственного потенциала предприятия и уровня его деловой активности в условиях существующей маркетинговой среды удовлетворять потребности рынка в определённом объёме материальных благ и услуг.

Основой экологического потенциала должна быть именно маркетинговая составляющая, так как в условиях рыночной экономики усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса представляют новые требования к процессу планирования деятельности предприятия – не от производства, а от потребности.

Список использованной литературы.

1. Реймерс, Н. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник / Н. Реймерс. – М: Просвещение, 1992.

При копировании или частичной перепечатке материала ссылка на сайт обязательна!

Яндекс цитирования